Люди у нас в большинстве своём не склонны предотвращать риски. Обычно они приходят уже после того, как получили отрицательное заключение. После этого они обнаруживают, что их планы разбились о маленькую коробочку под названием полиграф. Так было и в этот раз. Пришёл на подготовку «внедрённый агент».
Молодой паренёк, активный, амбициозный, самоуверенный и цепкий, как бульдог. Назовём его Ильёй. Шёл он устраиваться брокером в одну крупную контору по продаже бизнеса. Вообще сфера продаж – это то, что у него должно получаться просто отлично. Все черты характера к этому явно располагают. Прошёл он все этапы отбора, выполнил проверочные задания, всем очень понравился, последний этап – полиграф. Сходил на тестирование. А там женщина-полиграфолог, в возрасте, в сереньком платье, с отсутствующей мимикой и без чувства юмора. Встречаются и такие персонажи. Он и так и эдак пробовал с ней контакт наладить, а она только на него через очки смотрела немигающим взглядом и что-то писала в компьютере. После короткой беседы подключили провода, позадавали вопросы. Илья честно на них ответил, и ушёл, полагая, что на этом он свой долг выполнил.
Через несколько дней после тестирования пришёл Илья в фирму. А начальник подразделения ему сообщает, что взять его не могут, ведь он не прошёл полиграф. Для большинства соискателей на этом бы всё и закончилось, но только не для нашего молодого человека. Он мёртвой хваткой повис на руководителе, уверяя, что произошла ошибка, которую он готов объяснить, исправить, уточнить, доказать. Вероятно начальник представил, что если на его месте окажется клиент, то уйти без покупки он просто не сможет. И произошло чудо: руководитель не только пошёл навстречу Илье, но и показал ему само заключение полиграфолога. К тому моменту оно уже лежало в его документах. Там было написано, что Илья, ни много ни мало, «внедрённый агент, который устраивается в фирму по заданию конкурентов». Ну, и вдобавок были ремарки про попытки повлиять на мнение полиграфолога, резкий и неуравновешенный характер.
— Какое, — спрашивает начальник, — у тебя задание от конкурентов?
Илья задумался. Действительно, перед трудоустройством в фирму, он был в конкурирующей организации. Он рассматривал и их фирму в качестве варианта для трудоустройства. И там тоже проходил этапы отбора, в рамках которых ему давали проверочные задания. Только задания эти никак не были связаны с его последующим трудоустройством. Но на полиграфе Илье задали вопрос: «Получали ли вы задания от конкурентов»? Он честно ответил: «Нет», а реакции на полиграфе показали все признаки лжи. Действительно, у конкурентов был? Был. Задания получал? Получал. Вот, всё и сошлось! Внедрённый агент! Ура, поймали! А уж в детали ситуации погружаться никто не хочет.
Как говорил знакомый хирург: «Мои ошибки земля покроет». У полиграфологов похожее отношение к ошибкам. Тем более, если человек не очень понравился, то в заключении всегда можно использовать такие формулировки, что положительные качества станут отрицательными. Не энергичный, а настырный, не волевой и решительный, а резкий. Не эмоциональный и открытый, а неуравновешенный и несдержанный. Одним словом, не понравился.
Илье повезло несказанно. Благодаря своим пробивным качествам, он получил второй шанс. Его направили на повторное тестирование, но уже к другому полиграфологу. Это бывает крайне редко. Обычно, отрицательное заключение – это приговор. Но тут судьба улыбнулась, а заодно дала Илье время на подготовку к тесту.
Работа с ним шла по ускоренной программе, т.к. повторное тестирование было через 3 дня. Собрались с силами и успели освоить «Базу». Когда человек хорошо мотивирован и отлично понимает, что угроза не мифическая, а реальная, он мобилизует все свои силы, и изменения идут быстро. Один день ушёл на основы саморегуляции, второй на отработку навыка, а третий – на окончательную шлифовку реакций. В результате Илью можно было направлять, хоть в отряд космонавтов.
После этого, на следующий день он пошёл на повторное тестирование, которое благополучно прошёл. Сейчас его пробивные качества направлены на заключение сделок.
Подводя итог, ещё раз повторю — никто не застрахован от неудач на полиграфе. Полиграфологи живые люди, которые могут кому-то симпатизировать, а кого-то наоборот недолюбливать. И это напрямую влияет не результаты тестирования. Увидев в своём кабинете человека, который оказался не близок по менталитету, возрасту и манере поведения, полиграфолог заранее сформировала внутри себя отрицательное отношение, которое вылилось в разгромное заключение. Формально, она сделала всё правильно. Она задала те вопросы, которые были согласованы с заказчиком. Она просто не попыталась разобраться в причинах реакций на эти вопросы. Но ведь она и не обязана была это делать. Действительно, зачем вникать в проблему, особенно, если тестируемый откровенно несимпатичен? Проще написать формально, а там пусть сами решают.
Вот такие рабочие будни.