Таблетка от полиграфа

Про приём различных фармакологических препаратов мы уже писали не раз. Тем не менее, эта тема продолжает оставаться популярной. Надежда, что всё же есть где-то «чудо-таблетка от полиграфа», способная решить все проблемы на тестировании, не покидает сознание умы людей.

Тема различных лекарств и их воздействия на психофизиологические реакции исследовалась полиграфологами довольно подробно. Интересующимся темой рекомендую книгу российского полиграфолога Андрея Юрьевича Молчанова «Фармакология для полиграфологов». Это почти 500 страниц полиграфных исследований, проведённых на людях. В их числе были и алкоголики, и наркоманы, принявшие различные препараты. Цель работы благородна – установить, как именно разные медикаменты влияют на картину реакций на полиграфе. Даже затрудняюсь предположить сколько всего пришлось перепробовать команде А.Ю.Молчанова ради науки! Рад, что все живы, хотя и удивлён этому.

В ходе исследования было изучено и проверено (с приложением полиграмм) влияние различных фармакологических препаратов. К примеру, были изучены нейротропные и вегетотропные средства, интермедиаторы, галлюциногены, психостимуляторы, и т.д. Подробно показано, как будет выглядеть на полиграфе приём таких успокоительных средств как феназепам, диазепам, хлоразепам, буспирон, этифоксин, бенактизин, мепробанат, «новопассит», «персен». Отдельно исследовались психостимуляторы, усиливающие реакции человека. Такие препараты зашумляют полиграммы, затрудняя выделение из них значимых: пенталгин, цефекон, фенамин, риталин и другие. Именно на эти популярные препараты возлагают основные надежды тестируемые.

Однако для практических целей подготовки к полиграфу достаточно бегло прочитать всего 2 страницы из заключения. Позволю себе процитировать пару строк: «…универсального средства, которое одновременно «прятало» бы реакции и в то же время, приём которого оставался бы незамеченным, не существует».

Иными словами, обычно приём медикаментов недостаточен для сглаживания нужных реакций. Это делает невозможным сокрытие желаемой информации. Реакции исчезают только тогда, когда приём фармакологии становится настолько очевиден, что делает невозможным продолжение тестирования.

Практический пример – алкоголь. Бытует легенда, что если выпить накануне рюмку-другую, то тестирования на детекторе лжи можно не опасаться. Формально приём спиртного является противопоказанием для исследования. Но на практике многие полиграфологи так не считают. Дело в том, что небольшие дозы алкоголя не сглаживают, а наоборот обостряют реакции. К тому же они способствуют более смелому, раскованному и откровенному поведению людей. В результате информацию получать проще, т.к. опрашиваемый не боится говорить то, что думает. Может ли алкоголь сделать тестирование неинформативным? Да, может. Но для этого человек должен принять столько спиртного, что он превратится в растение. В этом случае тестировать его бесполезно, но и скрыть такие дозы уже невозможно.

Аналогичная ситуация и с успокоительными средствами. Обычно их действия недостаточно для сглаживания значимых реакций. Реакции сглаживаются тогда, когда человек принял дозу, после которой перемещается, как в замедленной съёмке. В этом состоянии он уже плохо понимает смысл диалога, что невозможно не заметить.

Обычные дозы успокоительных лишь немного приглушают проявления всех реакций, но не устраняют их. В период чернильнопишущих полиграфов, которые были в ходу лет 30 назад, это могло сработать, т.к. на бумаге можно было не разглядеть важную информацию. Но современные полиграфологи работают только на компьютерах, а там в любой программе есть цифровое увеличение. Человек принял таблетку – и уменьшил амплитуду реакций в 2 раза. Полиграфолог включил двойное увеличение – и вернул все показатели к первоначальному виду. В результате эффект от приёма лекарства выходит нулевой.

Плюс к этому современная техника видит отклонения базовых физиологических параметров от состояния нормы. Если человек наелся седативных препаратов, то параметры его тонической КГР сразу будут за этими пределами. Например, обычные параметры колеблются в диапазоне 70-150 единиц. Но после приёма популярного у тестируемых «Новопассита» этот показатель зашкаливает за 300 единиц. Уже одно это позволяет сразу закончить тестирование, даже не начав, по причине выявленного фармакологического противодействия. Проще говоря, если человек приходит сразу аномально спокойный, это очень и очень подозрительно.

Нам, как антиполиграфологам, очень жаль, что эффективных фармакологических средств от полиграфа не существует. Нам было бы гораздо проще, если бы существовала «таблетка от полиграфа», которую можно было бы просто выдать клиенту и не тратить столько времени на подготовку. К сожалению, это невозможно. Поэтому и работаем по старинке: объясняем, тренируем, оттачиваем реакции, устраняем причины, прорабатываем риски. Потом снова шлифуем, доводим до автоматизма, вырабатываем новые рефлексы, формируем новые устойчивые паттерны реагирования. Выходит не быстро, зато надёжно.

Упование на таблетку можно сравнить с надеждой изучить иностранный язык за 5 дней под гипнозом. Многие видели такие красочные рекламные объявления. А встречали ли кого-то, кто реально освоил таким образом иностранный язык? Я не встречал. С полиграфом всё то же самое. В чудо очень хочется верить, но в жизни все успехи приходят через усилия и труд.

Но сколько бы мы не писали про это, словосочетание «таблетка от полиграфа» ещё долго будет стоять в топе тематических запросов Яндекса.

Может быть, когда-нибудь её и придумают. Хотя, учитывая скорость развития техники детекции лжи, к этому времени она, вероятно, станет бесполезна из-за внедрения новых, ещё более инновационных технологий.

Записаться на подготовку к полиграфу

Заказать звонок
+
Жду звонка!