Нас часто спрашивают про вопросы на полиграфе. Какие наиболее распространённые формулировки бывают? Что спрашивают? В какой последовательности? Людям кажется, что если они узнают, наконец, какие именно вопросы будут на тесте, то смогут подготовиться к ним и легко пройти тест. Как бы ни так!
Во-первых, формулировки вопросов могут меняться. Каждый полиграфолог считает себя немного художником. Это означает, что после наработки определённой практики многие специалисты начинают изменять тесты под себя, добавляя что-то новое. А так как единых для всех правил и стандартов не существует, это означает, что сами тесты и их конкретные формулировки могут отличаться очень сильно.
Во-вторых, это бессмысленно, т.к. перед тестом все вопросы в обязательном порядке зачитывают и предварительно проговаривают. Если что-то непонятно, всегда можно спросить, уточнить. Если есть элемент двусмысленности или неоднозначности вопроса, его можно попросить переформулировать. Цель проста – добиться полного понимания вопроса, исключающего любую недосказанность или неоднозначность.
И в-третьих, как написано в Библии: «Во многом знании, много печали». На практике это означает, что предварительное знание вопросов ещё никому не помогло успешно пройти детектор лжи. Напротив, точно зная, какие именно вопросы будут задавать на тесте, люди с повышенной эмоциональной чувствительностью могут за время ожидания так себя накрутить, что к моменту теста уже будут готовы сами сознаться во всех смертных грехах. Напротив, если бы они узнали вопросы на самом тесте, у них просто не было бы столько времени для переживаний.
По этой причине более правильно говорить не о конкретных вопросах, а о проблемных темах, которые выясняются на полиграфе. Темы эти остаются примерно одинаковыми для схожих целей тестирования. К примеру, если мы говорим о поступлении на новое место работы, то претендента, вполне вероятно, прогонят по таким темам как:
— подтверждение биографических и анкетных данных;
— выяснение мотивации на работу;
— работа в интересах конкурентов;
— причины увольнения с предыдущих мест работы;
— конфликты в прежних коллективах;
— финансовое положение, наличие скрываемых долгов;
— вредные привычки (алкоголь, наркотики, игровая зависимость);
— судимости, нахождение под следствием;
— связь с криминальными структурами.
Если претендент идёт на материально ответственную должность, то к этому списку добавятся: кражи на прежних местах работы, нераскрытые преступления в прошлом, взятки/откаты в прошлом, использование работы для решения личных вопросов, разглашение служебной информации третьим лицам.
Для претендентов на государственные должности в вопросы на полиграфе, помимо предыдущих пунктов, будут включены разнообразные темы о коррупционных правонарушениях, наличии незадекларированных источников дохода, участие в деятельности коммерческих организаций и прочие прелести, связанные со злоупотреблением возможностями государственной или иной службы.
Эти, так называемые, «зоны риска» подробно описаны в любом приличном учебнике по детекции лжи, и давно не являются секретом. Тут перечислены лишь наиболее распространённые варианты. Тестирование может не ограничиваться этим перечнем. Например, в последнее время стали популярны вопросы, касающиеся физического и психического здоровья, включая выявление суицидальных наклонностей. Логика тут проста: предприятие несёт материальную ответственность за работника, оплачивает страховку, больничный, и т.д. По этой причине, действительно проще сразу отсеять подозрительного кандидата на этапе тестирования, чем потом тащить его, как чемодан без ручки. Это довольно цинично, но это правда. Работодатель просто старается минимизировать потенциальные риски.
Все вышеперечисленное характерно для вариантов устройства на новую работу, повышения на вышестоящую должность, плановых проверок персонала, что в совокупности составляет более 95% всех полиграфных тестов. Оставшиеся 3-5% — это полиграфные расследования, проводимые по какой-либо конкретной ситуации, происшествию, как говорят на языке служивых людей «по конкретному залёту». Здесь никаких шаблонов нет, а темы вопросов диктуются характером произошедшего события. Это отдельная категория тестов, описывать которые тут нет смысла даже примерно.
Особое умиление у антиполиграфологов вызывают популярные в последнее время вопросы на полиграфе о «намерении» сделать что-либо в будущем. Вообще, по всем правилам тестирований у человека можно интересоваться только конкретными фактами и событиями, которые имели или не имели место в прошлом. Но всех работодателей интересует прогноз на будущее. Поэтому они обращаются к полиграфологу, как к оракулу с огромным третьим глазом, в надежде приоткрыть тайны дней грядущих. Как выйти из такой ситуации, чтобы и денег заработать, и формальности соблюсти? Будем выяснять «намерение»! По сути, это глупость, т.к. человек наказывается за ещё не совершённые им поступки, ведь намерение могло так никогда и не реализоваться. Если кто-то считает, что сюжет фильма «Особое мнение» полностью фантастический, он просто не знаком с тактикой современных полиграфных проверок. Пример: вопросы про «намерение» использовать служебное положение в личных целях, которые до сих пор задают при трудоустройстве в серьёзные структуры. Это абсурд, но на этом ежедневно «срезают» кучу кандидатов, которые этого намерения, возможно, и не осознавали.
Как говорил один опытный полиграфолог в погонах: «Я знал десятки людей, которые приходили в «органы», имея намерение использовать служебное положение в корыстных целях. И они уходили на заслуженную пенсию, так это намерение и не реализовав. А другие намерения не имели, но под влиянием ситуации поддавались соблазну и садились в тюрьму. А на полиграфе у них ни один мускул не дрогнул».
В общем, и смешно, и грустно. Такие дела…